Все новости

МСУ доведут до концепции

Просмотров: 172

Бедственное положение российского местного самоуправления вынуждает экспертное сообщество искать разные способы решения проблемы с его дальнейшим развитием.

 Так, разработать концепцию развития местного самоуправления предложили РАНХиГС и Общероссийский конгресс муниципальных образований в своих докладах о состоянии МСУ за 2017 год. В представленных документы эксперты отмечают, что изменения законодательства об МСУ привели к «нарушению баланса между местными интересами и интересами государственной власти». Ранее о необходимости соблюдения подобного баланса говорил Конституционный суд, напоминает «Коммерсантъ».

В докладе отмечается, что особенно остро дисбаланс проявляется в преобразовании муниципальных районов в городские округа по инициативе региональных властей. В итоге это приводит к ликвидации сельских поселений, выхолащиванию сельского уклада жизни и навязыванию городского, говорят эксперты. Кроме того, это приводит к затруднению доступа населения к органам власти. Согласно представленным данным, такие проблемы имеют 3% населения страны — это около 4 млн человек. В случае повсеместного перехода к одноуровневой системе МСУ эта цифра возрастет в несколько раз, говорят авторы доклада. По данным Минюста, с 1 января 2016 по 1 мая 2017 года упразднены 230 сельских поселений, появилось 22 новых городских округа.

В качестве примера преобладания государственного интереса эксперты приводят правительственную программу «Комфортная городская среда», которую курирует «Единая Россия». Проект рассчитан на пять лет, в этом году на него из бюджета выделено 25 млрд рублей, а вместе с деньгами субъектов федерации — 42 млрд рублей.

В представленном документе отмечается, что муниципалитеты вынуждены подстраиваться под этот проект, несмотря на ограниченность объектов благоустройства и типизацию предлагаемых Минстроем решений. Авторы исследования настаивают, что такую категорию, как благоустройство, необходимо оставлять местному самоуправлению и выделять на нее средства целевым образом.

Обращают на этот проект внимание и в Общероссийском конгрессе муниципальных образований — в подтверждение того, что «муниципалитеты оказались на периферии государственных интересов вплоть до полного исключения из них». Исполнительный директор ОКМО Ольга Гай признает, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» требует изменений, однако необходимо сначала понять, «куда мы идем»«Мы как будто пришиваем пуговицу или отрезаем карманы, не узнав, что шьем — трусы или пиджак,» — подчеркивает Гай.

Конгресс, по ее словам, ждет, когда государство определит позицию в отношении МСУ. Тогда будет разработана концепция развития местного самоуправления с учетом трендов на вовлечение населения в решение местных вопросов, создание цифровой экономики. В концепции, надо четко описать взаимоотношения МСУ с федеральной и региональной властями, организационные, финансовые вопросы, считает она.

Свое видение на тему развития местного самоуправления также представил и Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. В своей «Концепции реформирования МСУ» эксперты комитета отметили, что МСУ «стало ослабленным придатком региональной власти, вмешательство которой в муниципальные дела получило институциональное закрепление». По их мнению, необходимо принять поправки к закону о местном самоуправлении, дающие регионам права формировать органы МСУ, наделять их полномочиями и создавать городские округа. В проекте нового закона о МСУ КГИ предлагает решить финансовые вопросы, вопросы территориально-организационного устройства муниципалитетов, формирования органов власти и другие, которые отражены также в предложениях РАНХиГС и ОКМО.

Однако эксперты предупреждают, что это потребует внести изменения в Бюджетный, Налоговый, Земельный и Градостроительный кодексы, а также изменить«принципы взаимодействия органов госвласти с МСУ и контроля над его деятельностью».

«Отобрали у местной власти полномочия по соцзащите, здравоохранение, на очереди образование, и МСУ стало овощем, а не нижним уровнем власти, на который должно опираться государство,» — сетует глава аппарата комитета Госдумы по МСУ Игорь Бабичев. По его мнению, в основу концепции реформы МСУ должны лечь Европейская хартия МСУ, Конституция РФ и постановления Конституционного суда.

Впрочем, не все муниципалы ратуют за разработку концепции. По мнению гендиректора Союза российских городов Александры Игнатьевой, разработка концепции не нужна и нужно дать муниципалитетам возможность поработать стабильно. «Чтобы МСУ развивалось, надо как можно больше денег оставлять в городах, а сейчас все доходы забирают наверх, а потом дают на жизнь. Все города — и крупные, и миллионники — стали дотационными. У мэров практически не осталось полномочий, они говорят, что превратились в дворников,» — подчеркнула она.

Своим мнением о том, чего не хватает местному самоуправлению, делится экс-замглавы администрации Железнодорожного района Пензы, бывший вице-губернатор Пензенской области Виктор Рубцов: «Поскольку я работал в МСУ, то знаю все проблемы изнутри. МСУ — это самое низовое звено. В этой связи я считаю, что для этого звена самым важным является финансовая самостоятельность, которой просто нет. Все остальное уже вторично. Если все-таки хотя бы немного дадут органам местного самоуправления свободы, то будет и мотивация, и желание работать качественно. <…> За последние годы произошла полная централизация. <…> Все основные вопросы, касающиеся денег, решаются со стороны региона. Область решает, сколько денег выделить городам. Про сельские поселения вообще говорить не приходится. С ними работают по остаточному принципу. Это неправильно. <…> Я однозначно уверен в том, что в первую очередь нужно проработать тему МСУ с финансовой точки зрения и уже потом — со всех остальных.»

Депутат Новочебоксарского городского собрания депутатов Андрей Тимофеев считает, что реформировать систему МСУ надо «снизу», добиваясь слаженности работы всех ее уровней: «Органы МСУ начинаются со старших по подъездам, старшим по домам, потом идут председатели ТОС, затем депутаты, администрация и дальше по возрастающей. Мы видим, что при таком подходе все связано, все идет по цепочке и одно зависит от другого. <…> Следовательно, должна быть налажена четкая система работы территориальных органов общественного самоуправления, которые работают плохо и слабо. <…> Плохо налаженная работа на низовом уровне местного самоуправления дает негативный результат наверх. <…>
Я уверен в том, что совершенствовать систему местного самоуправления надо именно с низов, начиная с финансирования старших по домам. Если этого сделать не получается, то необходимо снять ответственность с председателей ТОС и переложить ее на администрации городов и сельских поселений.»

Депутат Самарской Губернской думы Михаил Матвеев указывает, на что стоит обратить внимание при проработке реформы системы МСУ: «Я думаю, что финансовая независимость МСУ важна, но в отрыве от системы формирования власти на местах она работать не будет. Если губернатор будет назначать мэра города, то говорить о том, будет ли в распоряжении этого подневольного, подчиненного губернатору человека какая-то свобода, не приходится.
На мой взгляд, важно провести два основных направления в реформе местного самоуправления.
Первое — это деполитизация МСУ, ослабление влияния партий в местном самоуправлении. Желательно, чтобы депутаты в МСУ избирались только по одномандатным округам, а не по партийным спискам. <…>
Второй момент связан с соподчиненностью, которая сейчас существует через фактическую ликвидацию выборности и подотчетности прежде всего мэров городов населению и переподчинение их губернаторам. Мне кажется, что данная модель не показывает свою эффективность и проводит к увеличению нагрузки на госаппарат.»

Ну, как-то так.

Источник: ©  Давыдов.Индекс
Комментариев: 0


Подпишись на самые актуальные новости
Никакого спама, только актуальные новости и хорошие советы :)
ПОДПИСАТЬСЯ
close-link
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.